Консультация 2 Селяниновой Юлии Витальевны

Использование ассоциативно — синектической технологии творчества в изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста

Селянинова Юлия Витальевна, старший воспитатель

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка — детский сад № 17 «Василек»

Россия, Мытищи

Municipal budgetary preschool educational institution, Russia, Mytischi

Аннотация: Статья посвящена использованию ассоциативно — синектической технологии, на основе алгоритмического рисования в изобразительной деятельности, с детьми старшего дошкольного возраста. Рассмотрено понятие ассоциативно-синектической технологии и применение данной технологии в непосредственно образовательной деятельности.  Актуальность темы связана с необходимостью использования современных образовательных технологий в условиях реализации Федеральных государственных образовательных стандартов, для развития творческого потенциала детей дошкольного возраста в изобразительно-образовательной деятельности.

Ключевые слова: изобразительная деятельность, ассоциативно – синектическая технология, алгоритмическое рисование, воображение, творчество, дети старшего дошкольного возраста.

В ходе реализации непосредственно образовательной деятельности, в рамках дошкольного учреждения, перед педагогом стоит выбор использования различных педагогических технологий, для успешного освоения образовательной программы, в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.

Федеральные образовательные стандарты обязывают нас, обеспечить вариативность и разнообразие содержания программ и организационных форм дошкольного образования, возможности   формирования Программ различной направленности с учётом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей [4, с. 32].

В настоящее время, в современной педагогике, появились различные технологии, которые можно использовать или адаптировать в образовательную деятельность детей старшего дошкольного возраста. При внедрении современных педагогических технологий в образовательный процесс, и их интеграции в образовательные области, реализуется инновационный подход в дошкольном образовательном учреждении, в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования.

Педагогическая технология означает системную совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей [1, с. 14].

Так же словом «технология» принято обозначать набор взаимосвязанных способов и приемов организации человеческой деятельности по преобразованию предметов окружающего мира. [2, с. 3].

Одной из современных технологий является АС-технология, или ассоциативно-синектическая технология (далее АС-технология).

Для создания изобретений дети и взрослые должны сначала придумать или «сконструировать», скомбинировать из известных стихов свои оригинальные стихи и проиллюстрировать их своими рисунками. Эта технология называется ассоциативно – синектической технологией развития творчества [2, с. 3].

В дошкольном возрасте развитие творческого потенциала дошкольников является необходимым условием для формирования индивидуализации личности в будущем. Именно поэтому развивать творческие способности нужно именно в дошкольном возрасте, так как этот возраст считается, наиболее сенситивен и благоприятен, не только для развития образного мышления, но и воображения, а также психического процесса, составляющего основу для творческой деятельности.

АС-технология актуальна тем, что ее можно использовать, интегрируя такие образовательные области, как художественно-эстетическое и речевое развитие, в соответствии с требованием стандарта дошкольного образования. Данная технология имеет определенный алгоритм сочинения стихотворений, на основе небольших четверостиший, что наиболее адаптировано и актуально для детей дошкольного возраста. В результате переработки, или объединения двух стихотворений в одно, получается совершенно новый творческий продукт, стихотворение. Для иллюстрации данного произведения, используется метод алгоритмического рисования (поэтапное рисование на основе геометрических форм). Этот метод рисования наиболее актуален для обучения рисованию детей дошкольного возраста. Так же, при освоении данной технологии, конструирование стихов, по мнению С.А. Новоселова, создает совершенно новые возможности для коллективной творческой работы [3, с. 8], поэтому АС-технологию возможно использовать и для совместного творчества с детьми в образовательной деятельности. Можно вместе «лепить», комбинировать образы, вместе работать над рифмой [3, с. 8]. В дальнейшем для формирования образа от получившегося результата, и в качестве индивидуального подхода, так же используется метод алгоритмического рисования. Получившуюся работу, каждый ребенок раскрашивает, дорисовывает или оформляет по своему усмотрению. Продуктом такого творчества является не только совместная работа ребенка и педагога, но и продуктивное развитие творческих способностей ребенка дошкольного возраста. Таким образом, в результате использования и адаптирования ассоциативно-синектической технологии, для работы с детьми старшего дошкольного возраста, путем использования и комбинирования небольших детских стихотворений и метода алгоритмического рисования, получаются довольно интересные творческие работы. В данной деятельности у детей развивается не только творческое воображение, но и изобразительное творчество, а также опыт работы совместной деятельности педагога и дошкольника.

 

 

Список литературы

  1. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998.
  2. Новоселов С.А. Л.С. Попова Технология творчества для детей или АС – технология. – Е.: Изд-во Рос. гос. проф. -пед. ун-та, 2013.
  3. Новоселов С.А. Дизайн искусственных стихов: Проект Сергея Новоселова. – Е.: Изд-во Рос. гос. проф. -пед. ун-та, 2003.
  4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. – М: УЦ Перспектива, 2014.
WordPress theme: Kippis 1.15