Информационная безопасность
Безопасность дорожного движения
Гражданская оборона и Чрезвычайные ситуации
Пожарная безопасность
Охрана жизни и здоровья
Единый день профилактики
Профилактика терроризма, минимизация и (или) ликвидация последствий его проявлений в целях информационного обеспечения профилактики терроризма, минимизации и (или) ликвидации последствий
Электробезопасность
Главной целью охраны жизни и здоровья детей в детском саду является создание и обеспечение здоровых и безопасных условий, сохранение жизни и здоровья воспитанников в процессе воспитания и организованного отдыха.
Современная жизнь доказала необходимость обеспечения безопасной жизнедеятельности, потребовала обучения сотрудников ДОУ, родителей и детей безопасному образу жизни в сложных условиях социального, техногенного, природного и экологического неблагополучия. Данная ситуация поставила перед необходимостью систематизации работы по трем направлениям: предвидеть, научить, уберечь. Понятие безопасности в ДОУ ранее включало в себя следующие аспекты: охрана жизни и здоровья детей, обеспечение безопасных условий труда сотрудников ДОУ. Но современный мир изменил подход к проблеме безопасности, в нее вошли и такие понятия, как экологическая катастрофа и терроризм.
Деятельность коллектива ДОУ направлена на осуществление комплекса мероприятий для обеспечения безопасного пребывания детей, сотрудников, родителей в детском саду.
В комплексную безопасность участников образовательного процесса мы включаем:
-меры по антитеррористической защищённости;
-меры по противопожарной безопасности;
-меры по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия;
-меры по обеспечению сохранности жизни из здоровья детей;
— меры по охране труда и техники безопасности;
— меры по электробезопасности
Работу по обеспечению безопасности строим по таким разделам:
- Создание нормативно – правовой базы.
- Создание условий для безопасной жизнедеятельности.
- Работа с персоналом.
- Работа с родителями.
- Работа с детьми.
В дошкольном учреждении создана нормативно-правовая база, включающая:
- законодательные и нормативные документы по антитеррористической защищенности, пожарной безопасности (Закон РФ «О Безопасности»от 05.03.1992 №2446-1, ФЗ «О противодействии терроризму»от 06.03.2006 №35- ФЗ, Указ президента РФ от 12.05.2009г. № 537 «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года», приказы, инструктивные письма вышестоящих организаций)
- нормативные документы, регламентирующие деятельность сотрудников по обеспечению безопасного пребывания воспитанников и сотрудников в учреждении.
- информационные документы (инструкции, памятки, обращения, информация).
Разработан и согласован паспорт безопасности.
Пересмотрена пожарная декларация в соответствии с последними изменениями.
Разработана программа производственного контроля.
Все сотрудники имеют справки об отсутствии судимости.
Ответственные прошли обучение по ГО и ЧС, пожарной безопасности, охране труда, электробезопасности.
По учреждению изданы приказы и разработаны следующие документы:
- Приказ об обеспечении антитеррористической защищенности, в котором определён порядок охраны учреждения, пропускной режим, обязанности сотрудников по обеспечению режима безопасности в ДОУ, назначены ответственные лица.
- Приказы о назначении ответственных лиц за обеспечение работы пожарной сигнализации, подписан контракт на обслуживание.
- Приказ об организации эвакуации детей и сотрудников.
- Приказ о противопожарном режиме.
- Приказы о назначении ответственных лиц за противопожарную безопасность, за охрану труда и технику безопасности, за тепловой режим, электрооборудование.
- Разработан план мероприятий по обеспечению безопасности жизнедеятельности участников образовательного процесса.
- Разработан план эвакуации.
- Разработаны и утверждены инструкции:
- Имеются памятки по действиям персонала при возникновении угрозы террористических актов и чрезвычайных ситуаций.
В учреждении установлено дежурство в ночное время – сторожа, в дневное время пропускной режим на территорию дошкольного учреждения осуществляется ответственным лицом за открытие и закрытие ворот, дверей в течение дня (завхоз, дежурный администратор, определена периодичность осмотра территории.
Имеются в достаточном объеме первичные средства пожаротушения – огнетушители. Входные и эвакуационные двери металлические и деревянные. Поддерживаются в надлежащем состоянии пути эвакуации и запасные выходы. Обеспечены спец. одеждой обслуживающий, учебно-вспомогательный персонал и сотрудники пищеблока.
Ведется контроль за безопасностью используемого в образовательном процессе оборудования, приборов, технических и наглядных средств обучения; за санитарно-гигиеническим состоянием групповых, музыкального зала, спортивной комнаты, а также пищеблока в соответствии с требованиями норм и правил безопасности жизнедеятельности.
Неукоснительно выполняются требования контрольно-надзорных органов по устранению недостатков.
Контроль и обеспечение безопасности учреждения, участков и прилегающей территории с целью своевременного обнаружения и предотвращения опасных предметов и ситуации осуществляется дворником,завхозом, помощниками воспитателя, заведующим и сторожами с отметкой в журнале регистрации осмотра территории.
С целью укреплённости и защищённости учреждения территория ДОУ закрывается на замок.
Закрыты металлические ворота для въезда посторонних машин.
Над входами усилено уличное освещение.
Одним из самых важных направлений работы по обеспечению безопасности дошкольного учреждения является работа с персоналом:
- Каждый сотрудник ознакомлен с должностными инструкциями под роспись.
- Ежегодно на начало учебного года издаются приказы о персональной ответственности за обеспечение сохранности жизни и здоровья детей на каждого педагога с ознакомлением под роспись.
- В группах для педагогов и на рабочих местах других категорий сотрудников имеются памятки по действиям при возникновении угрозы террористического акта или чрезвычайной ситуации, ведётся разъяснительная работа.
- Проводятся плановые и внеплановые инструктажи.
- С целью предупреждения травматизма детей, охраны их жизни и здоровья с педагогами ипомощниками воспитателя проводятся целевые инструктажи перед проведением массовых мероприятий, экскурсий, организованных выходов за пределы территории детского сада. Приказом назначаются ответственные лица.
- Имеется информационные стенды по пожарной и антитеррористической безопасности, где размещены телефоны экстренных служб, инструкции и памятки.
- Осуществляется контроль за выполнением режима безопасностии противопожарного режима. Ведётся контроль за работой сторожей в вечернее, ночное время и в выходные и праздничные дни. Проверка осуществляется по телефону, а также посещением в вечернее время.
- Своевременно проводится уборка территории, так и за её пределами.
- Постоянно проводятся занятия по эвакуации сотрудников и детей из здания.
- Проводится работа по профилактике инфекционных заболеваний.
- Работники проходят плановые медицинские осмотры.
С воспитанниками детского сада также ведётся работа по формированию у них безопасного поведения. Работа проводится по программе Н. В. Вераксы «От рождения до школы» по разделу «Безопасность» в форме бесед, сюжетно-ролевых игр, моделирования ситуаций, игровых, тестовых и тематических занятий.
Работа с родителями по обеспечению безопасности проводится через разные формы: собрания, консультации, беседы, обращения, памятки. Родители привлекаются к работе по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма
Следим за тем, чтобы родители (законные представители) лично приводили и забирали детей (под роспись, передавали ребёнка воспитателю, а не доводили его до калитки, воспитывая в нём самостоятельность, не оставляли вещи детей на участках. Обязательно сообщали о причине неявки в группу. Также проводим разъяснительную работу о том, что ребёнка с признаками заболевания нельзя приводить в детский сад.
Обеспечение безопасности зависит не только от оснащенности объектов самыми современными техникой и оборудованием, но и прежде всего от человеческого фактора, т. е. от грамотности и компетентности людей, отвечающих за безопасность образовательных учреждений, от слаженности их совместной работы с администрацией и педагогами, от подготовленности детей и работников учебных заведений к действиям в чрезвычайных ситуациях.
Главное Управление МЧС по Московской области предупреждает о необходимости соблюдения правил безопасности при установке новогодней ёлки.
Уважаемые родители!
Просим Вас ознакомится с информацией
Алгоритм действий при выявлении противоправного контента в сети «интернет»
На территории Московской области 5 февраля 2019 года произошла страшная трагедия. В результате пожара погибло двое малолетних детей. Причины пожара устанавливаются. Однако известно точно, что дети находились в квартире одни, без присмотра взрослых. Уважаемые родители! Храните спички, зажигалки, в недоступном для детей месте; проведите с детьми дополнительные беседы о запрете самостоятельно пользоваться электроприборами, газовыми плитами, зажигалками, спичками и другими пожароопасными предметами. Не оставляйте детей без присмотра! Берегите себя и своих близких!



Эвакуация
В рамках Единого дня проведения объектовых тренировок по эвакуации воспитанников и персонала образовательных организаций городского округа Мытищи 12.09.2018 г. была проведена учебная эвакуация на случай возникновения пожара в здании. В данном мероприятии приняло участие 131 воспитанник и 21 человек персонала ДОУ. Учебная эвакуация прошла удовлетворительно.









Эвакуация
В рамках Единого дня проведения объектовых тренировок по эвакуации воспитанников и персонала образовательных организаций городского округа Мытищи 24.04.2018 г. была проведена учебная эвакуация на случай возникновения пожара в здании. В данном мероприятии приняло участие 159 воспитанников и 29 человек персонала ДОУ. Учебная эвакуация прошла удовлетворительно.
Телефоны экстренных служб

Консультации по здоровьесбережению для родителей, воспитанников ДОУ
Гифы по ПДД
Информация по безопасности в весенний период!
ДЕТЯМ ОБ ОГНЕ!




КАК УБЕРЕЧЬ ДОМ ОТ ПОЖАРА!

Консультация для родителей «Правила поведения на железной дороге»
Правила поведения на железной дороге.
Рекомендации РЖД для детей по безопасности на железнодорожном транспорте (форма- мультфильмы, презентации) — перейти по ссылке
Консультация для родителей «Обучение дошкольников правилам дорожного движения»
Самое ценное что есть у нас в жизни – это жизнь и здоровье наших детей. Часто, втягиваясь в круговорот повседневной жизни, мы забываем о том, сколько неожиданных опасностей подстерегает маленького человека на жизненном пути. Беспечность и равнодушие взрослых приводят к трагедии. А ведь человек может предотвратить беду, уберечь себя и своих близких от опасности, если будет владеть элементарными знаниями безопасности жизнедеятельности, в том числе и безопасности дорожного движения.
Проблема детского дорожно – транспортного травматизма с каждым годом становиться всё более значимой и актуальной. Несмотря на все усилия педагогов и родителей, число ДТП с участием детей дошкольного возраста, к глубокому сожалению, растёт.
Во время автомобильных аварий на нашей планете через каждые 2,5 минуты погибает 1 человек. Педагоги нашего детского сада прикладывают все силы, чтобы профилактическая работа с детьми и родителями была результативнее и действеннее.
Проблема в том, что у детей дошкольного возраста отсутствует защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым.
А любопытство, желание постоянно открывать что-то новое, детская непосредственность – часто ставят их один на один перед реальными опасностями, и на улицах города тоже. Поэтому, просто необходимо учить детей правилам ДД, через активное участие самих детей во всех видах деятельности. Это задача педагогов.
Но огромную роль в воспитании и образовании детей играют родители, а особенно, их личный пример! Только совместными усилиями можно добиться хороших результатов.
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ:
1.Никогда в присутствии ребёнка не нарушайте ПРАВИЛА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ.
2.Напоминайте основные правила дорожного движения своим детям каждый день.
3.Учите ребёнка ориентироваться на дороге, быть осторожным и внимательным, никогда не перебегать дорогу перед идущим транспортом.
4.Учите дошкольника переходить проезжую часть только по пешеходному переходу и только шагом.
5.Не позволяйте ребёнку играть на дороге или вблизи проезжей части.
6.Не оставляйте ребёнка одного на дороге, остановке, около транспортных средств.
7.Учите ребёнка правильному выходу из автомобиля: за взрослым, на тротуар.
8.Пристёгивая ребёнка ремнём безопасности, объясняйте для чего это нужно.
9.Пешеходом быть – наука!
10.Улица требует к себе уважения и внимания.
11.Катание детей на велосипеде, самокате, коньках, санках – только под наблюдением
взрослых.
12.Если вы видите ситуацию, в которой другие люди нарушают правила дорожного движения – остановите их!
13.Учите детей наблюдательности за транспортом на улице!
14.На остановке крепко держите ребёнка за руку, чтобы он не выбежал на проезжую часть.
15. Из автомобиля или машины выходите первыми.
16.Объясняйте детям, что пешеходам разрешается ходить только по тротуару.
17.Родители должны знать порядок и правила перевозки детей в машинах, автомобилях, на санках, велосипедах, в колясках в разное время года и при различной погоде.
18.Родители должны хорошо знать место расположения детского сада и чётко ориентироваться в обстановке.
19.Подход к детскому дошкольному учреждению выбирать с безопасной стороны.
20.Дома и по дороге ( куда бы не шли ) должны проводить беседы с детьми по ПДД.
21.Читать детям литературу, загадывать загадки, прорисовывать ситуации с транспортом, рассматривать картинки и иллюстрации.


Профилактика дорожно — транспортного травматизма
Анализ ДДТТ за 10 месяцев 2017 года
Анализ детского дорожно-транспортного травматизма в Московской области за 12 месяцев 2016 года
Анализ детского дорожно-транспортного травматизма в Московской области за 6 месяцев 2016 года
ПРИЧИНЫ ДЕТСКОГО ДОРОЖНОГО ТРАВМАТИЗМА
— Неумение наблюдать. — Невнимательность. — Недостаточный надзор взрослых за поведением детей.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ ПДД
При выходе из дома
Если у подъезда дома возможно движение, сразу обратите внимание ребенка, нет ли приближающегося транспорта. Если у подъезда стоят транспортные средства или растут деревья, приостановите свое движение и оглядитесь — нет ли опасности.
При движении по тротуару
- Придерживайтесь правой стороны.
- Взрослый должен находиться со стороны проезжей части.
- Если тротуар находится рядом с дорогой, родители должны держать ребенка за руку.
- Приучите ребенка, идя по тротуару, внимательно наблюдать за выездом машин со двора.
- Не приучайте детей выходить на проезжую часть, коляски и санки везите только по тротуару.
Готовясь перейти дорогу
- Остановитесь, осмотрите проезжую часть.
- Развивайте у ребенка наблюдательность за дорогой.
- Подчеркивайте свои движения: поворот головы для осмотра дороги, остановку для осмотра дороги, остановку для пропуска автомобилей.
- Учите ребенка всматриваться вдаль, различать приближающиеся машины.
- Не стойте с ребенком на краю тротуара.
- Обратите внимание ребенка на транспортное средство, готовящееся к повороту, расскажите о сигналах указателей поворота у машин.
- Покажите, как транспортное средство останавливается у перехода, как оно движется по инерции.
При переходе проезжей части
- Переходите дорогу только по пешеходному переходу или на перекрестке.
- Идите только на зеленый сигнал светофора, даже если нет машин.
- Выходя на проезжую, часть прекращайте разговоры.
- Не спешите, не бегите, переходите дорогу размеренно.
- Не переходите улицу под углом, объясните ребенку, что так хуже видно дорогу.
- Не выхолите на дорогу с ребенком из-за транспорта или кустов, не осмотрев предварительно улицу.
- Не торопитесь перейти дорогу, если на другой стороне вы увидели друзей, нужный автобус, приучите ребенка, что это опасно.
- При переходе по нерегулируемому перекрестку учите ребенка внимательно следить за началом движения транспорта.
- Объясните ребенку, что даже на дороге, где мало машин, переходить надо осторожно, так как машина может выехать со двора, из переулка.
При посадке и высадке из транспорта
- Выходите первыми, впереди ребенка, иначе ребенок может упасть, выбежать на проезжую часть.
- Подходите для посадки к двери только после полной остановки.
- Не садитесь в транспорт в последний момент (может прищемить дверями).
- Приучите ребенка быть внимательным в зоне остановки – это опасное место (плохой обзор дороги, пассажиры могут вытолкнуть ребенка на дорогу).
При ожидании транспорта
- Стойте только на посадочных площадках, на тротуаре или обочине
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКОВ ПОВЕДЕНИЯ НА УЛИЦАХ
Навык переключения на улицу: подходя к дороге, остановитесь, осмотрите улицу в обоих направлениях.
- Навык спокойного поведения на улице: уходя из дома, не опаздывайте, выходите заблаговременно, чтобы при спокойной ходьбе иметь запас времени.
- Навык переключения на самоконтроль: умение следить за своим поведением формируется ежедневно под руководством родителей.
- Навык предвидения опасности: ребенок должен видеть своими глазами, что за разными предметами на улице часто скрывается опасность.
Важно чтобы родители были примером для детей в соблюдении правил дорожного движения
- Не спешите, переходите дорогу размеренным шагом.
- Выходя на проезжую часть дороги, прекратите разговаривать – ребенок должен привыкнуть, что при переходе дороги нужно сосредоточиться.
- Не переходите дорогу на красный или желтый сигнал светофора.
- Переходите дорогу только в местах, обозначенных дорожным знаком «Пешеходный переход».
- Из автобуса, трамвая, троллейбуса, такси выходите первым, в противном случае ребенок может упасть или побежать на проезжую часть дороги.
- Привлекайте ребенка к участию в ваших наблюдениях за обстановкой на дороге: показывайте ему те машины, которые готовятся поворачивать, едут с большой скоростью и т.д.
- Не выходите с ребенком из-за машины, кустов, не осмотрев предварительно дорогу, — это типичная ошибка, и нельзя допускать, чтобы дети ее повторили.
- Не разрешайте детям играть вблизи дорог и на проезжей части улицы.
На территории Московской области в последнее время произошло не мало пожаров, в котором пострадали дети. В большинстве случаев такие пожары повлекли групповую гибель детей. Наиболее распространенной причиной данных пожаров явилось нарушение требований пожарной безопасности при эксплуатации печного отопления зданий, а так же его неправильное устройство.
Обращаемся к родителям: помните, прежде всего, именно вы в ответе за жизнь своего ребенка! Поэтому, уважаемые родители:
-не оставляйте по возможности детей без присмотра;
-контролируйте, чем они занимаются в свободное время;
-чаще напоминайте ребенку об опасности игры с огнем. Нужно стремиться к тому, чтобы ребенок осознал, что спички — не игрушка, а огонь — не забава. У детей сложиться впечатление о пожаре, как о тяжелом бедствии для людей;
-не оставляйте на виду спички, зажигалки;
-научите детей пользоваться бытовыми электроприборами;
-расскажите им, как правильно действовать при экстремальной ситуации. к сожалению, очень часто у ребенка срабатывает пассивно-оборонительная реакция и вместо того, чтобы убежать от огня, дети прячутся, забиваются в угол.
-если Ваш ребенок иногда остается дома один, то обязательно напишите на листке бумаги все необходимые телефоны экстренной помощи. Они всегда должны находится на самом видном месте, и первой строкой должен быть написан телефон «01«. Убедитесь, что ребенок знает свой адрес;
— помните, что если пожар произойдет по причине детской шалости причинит кому-либо ущерб, то родители несут за это ответственность в установленном законом порядке;
Если же возникла необходимость оставить ребенка на время одного, прежде чем уйти, проверьте, спрятаны ли спички, выключен ли газ и электроприборы, погашен ли огонь в печке.
Если вы будете выполнять эти несложные правила, беда минует Ваш дом!
Безопасность детей на дороге
Каждый родитель желает видеть своего ребенка живым и здоровым. Вполне естественное желание. Но вот что интересно!? Желание есть, а действий необходимых для достижения этой цели родители в необходимой мере не предпринимают.
Государственная система обеспечения безопасности дорожного движения говорит нам: «Знания — сила!»
Но можно сказать: «Нет!». Сила — это навыки, рефлексы и привычки. А они не формируются после прочтения книжки, брошюры, прослушивания выступления преподавателя, сотрудника ГИБДД или предупреждения родителей.
Навыки безопасного поведения на дороге необходимо вырабатывать. Долго и кропотливо. Все дети знают ПДД. И за это спасибо, прежде всего все тому же государственному регулированию в области дорожного движения.
В детском саду, в школе и не только дети постоянно слышат о необходимости соблюдать Правила дорожного движения. Но знать ПДД — это одно, а прийти живым и здоровым из дома в школу или обратно — уже совсем другое.
Допустим, ребенок знает, что на красный сигнал светофора переходить дорогу нельзя, а на зеленый — можно. Он дождется зеленого сигнала, а выйдя на дорогу, может попасть под колеса автомобиля, водитель которого решил «успеть» на красный. А сколько пешеходов сбивают на пешеходных переходах, когда они просто идут через дорогу на давно уже горящий зеленый свет?
Нужно сказать, что именно родители могут оказать самое сильное влияние на формирование устойчивых навыков у ребенка. Ведь никто так долго не находиться с детьми, как их папы и мамы, и никто не имеет такого авторитета.
К сожалению, многие родители просто напоминают детям о правилах поведения на дороге и просто водят своих чад за руку через дорогу. Но этого мало. Ребенка нужно тренировать. Если хотите — дрессировать. И делать это необходимо с самого маленького возраста, как только ребенок стал с вами осознанно общаться.
Переход проезжей части во дворе
Особенность дворовых территорий и жилых зон — большое количество припаркованного транспорта. Наезд на малыша, выбежавшего из-за припаркованного автомобиля самый частый вид ДТП в таких местах. Причины могут быть разные: превышение скорости движение водителя, неосмотрительность родителей или ребенка. А решение проблемы может быть одно — приучить ребенка останавливаться перед выходом из-за «укрытия» и оглядываться по сторонам.
Как этого добиться? Каждый раз, подходя к дороге, останавливаем ребенка перед выходом на дорогу перед бордюром (краем проезжей части) или перед выходом из-за стоящего транспорта. Все действия обязательно комментируем вслух. Просим ребенка после остановки смотреть по сторонам.
Очень важный момент! Не учите ребенка «по старинке» смотреть сначала налево, а потом направо. Нужно смотреть туда, откуда едет автомобиль. Учите малыша видеть окружающее пространство.
Если ребенок долго соображает или не слишком охотно поворачивает голову, ему нужно помочь. Родитель берет голову ребенка и поворачивает ее сам.
Переход дороги по регулируемому пешеходному переходу
Еще один важный момент — научить ребенка не начинать переход дороги, когда загорелся зеленый сигнал светофора. Сначала нужно убедиться, что автомобили остановились или останавливаются.
Тут уже некогда просить ребенка и ожидать его реакции. Светофор для вас не будет гореть долго. Каждый раз перед выходом на дорогу вслух комментируем алгоритм действий и помогаем ребенку руками делать нужные движения головой и не делать опасный действий ногами.
То есть, после включения разрешающего сигнала, родитель стоит с ребенком и, поворачивая его голову в сторону автомобилей, проговаривает само действие и его цель: «смотрим, чтобы машины остановились».
При переходе дороги учим ребенка наблюдать за стоящими и, особенно за движущимися автомобилями: подъезжающими к светофору и двигающимися через перекресток. Это проще простого, ведь взрослый знает, откуда может приближаться опасность, остается только акцентировать внимание ребенка на этой опасности.
В процессе ежедневного повторения правильных действий ребенок в будущем будет внимателен при переходе дороги и ни что не ускользнет от его внимания.
Вообще, желательно исключить нерегулируемый пешеходный переход из маршрута школьника, который самостоятельно добирается на учебу. Но это возможно не всегда.
Самое главное в таком месте, научить ребенка не бежать при переходе проезжей части и не выбегать в соседнюю полосу из-за автомобиля, водитель которого уже пропускает пешехода.
Если ваше чадо будет ходить в школу по такому опасному месту, уже с 3-3,5 лет вы должны ежедневно тренировать его умению пересекать проезжую часть по зебре.
До того, как стать школьником, детсадовец уже должен научиться:
— подходить к дороге, видя, откуда подъезжают автомобили;
— останавливаться перед выходом на дорогу;
— начинать переход, убедившись, что водители ему уступают;
— не бежать;
— ни в коем случае не выходить из одной полосы в другую, не убедившись в том, что там не двигается на скорости автомобиль.
Все это нужно, опять же, долго и кропотливо тренировать, комментируя вслух действия и помогая ребенку смотреть в нужную сторону.
Не показывайте ребенку плохой пример
Не лишним будет напомнить и про то, что ребенок копирует поведение родителей. Хорошее и, особенно, плохое.
Единожды нарушив Правила на глазах у детей, мы показываем им, что их соблюдать не обязательно. И все наши старания идут насмарку.
Кстати, говоря «на глазах у детей» мы не имеем ввиду только своих. Вокруг нас много других детей, которые нам не родные, но они не должны быть чужими.
Обеспечение безопасности детей дело общее. И каждый взрослый должен помнить, что в любую секунду на него могут быть направлены круглые добрые детские глаза. Вы их не видите, а они вас видят – познают мир. Помните об этом!
Инструкции по безопасности ребенка на улице
Рано или поздно в жизни каждого ребенка случается ситуация, когда он может оказаться на улице один и без присмотра. Кто-то отпускает самостоятельно гулять свое чадо уже в пять лет, а кто-то водит ребенка в школу в соседнем дворе за руку до конца начальной школы. Так или иначе, но неприятности на улице или чрезвычайные ситуации могут произойти как с «уличным», так и с «домашним» ребенком.
В этих двух крайностях есть свои недостатки и достоинства – дети, рано освоившие улицу и самостоятельные прогулки, обычно более доверчивы, общительны, легкомысленны в отношении того, что происходит вокруг. Дети же, которые всю жизнь гуляли под присмотром бабушек и мам, более осторожны, недоверчивы и послушны. Однако, и тех и других легко обмануть или обидеть физически.
Чтобы избежать неприятных ситуаций, чтобы обезопасить ребенка от возможных неожиданностей, с ним предстоит серьезный разговор. Даже если вы планируете встречать ребенка из школы каждый день, вы все равно должны предвидеть, что в жизни порой случаются совершенно незапланированные вещи, и на этот случай у ребенка должна быть четкая инструкция.
Ребенок должен идти домой по строго оговоренному маршруту
Куда бы вы ни водили ребенка – в школу, секцию, кружок, всегда придерживайтесь одного и того же маршрута в каждое место. Это должен быть не самый короткий путь, а самый безопасный! По самым освещенным местам, там, где наименьшее количество движущегося транспорта и там, где на пути не попадаются потенциально негативные зоны, например, вокзал, автостанция, пивнушка и т.п. По этому маршруту вы должны пройти с ребенком неоднократно и запомнить все приметные места. Отступать от маршрута нельзя ни под каким предлогом, ребенок должен усвоить, что нельзя свернуть поиграть с другом или подружкой детства (садика) в соседнем дворе, ни поболтать с бывшей соседкой, переехавшей в новый квартал, ни поддаваться искушению порезвится на детской площадке, недалеко от его пути и т.д. Т.е. вы даете четкую инструкцию – «в случае, если придется идти домой одному, ты пойдешь только этой дорогой!»
Безопасность общения
Сколько раз мы могли наблюдать, как к одиноко идущим детям обращались прохожие или попутчики в транспорте, чаще сердобольные бабули, и все то им надо знать! «Ты, мальчик, один?», «Девочка, а где у тебя родители?, «Это куда это ты одна?» и т.п. и ведь разговорчивых бабуль не остановить. А разговорчивые детки все готовы выложить в ответ: и что мама задержалась на работе, а папа в командировке, и что обещали купить собаку… «а код от подъезда я знаю»… и «ключ на шее ношу» и т.д. Все это истории из жизни. И со мной произошло в детстве нечто подобное. Я беззаботно болтала с соседкой на лавочке у подъезда, а в трех метрах от нас курил мужчина, которого я даже не заметила! Не помню, что именно я наболтала соседке, но не успела снять пальто, как мужчина зашел в нашу квартиру – просто дернул ручку двери, которую я не успела запереть. Представительный такой дядечка в шляпе и длинном плаще, он спросил, кто из взрослых дома, а сам осматривал прихожую и заглядывал в комнаты. Мне было девять лет и я первый раз осознала, что такое ужас, потому что подсознательно поняла: «этот дядя никакой не знакомый мамы». С криком на весь подъезд «Папа!!!!» я вывалилась на лестничную площадку. Мужчина тут же ретировался.
Итак, ребенок должен запомнить, что в разговоре со взрослыми, знакомые они или нет, даже если он их узнал, нужно быть очень сдержанным, никаких подробностей не сообщать! Чужому человеку можно ответить односложно: «Мама не разрешает мне разговаривать с незнакомыми людьми». Все, точка! На любые дальнейшие высказывания, он должен ответить: «Я вас не знаю». Если с расспросами пристает человек довольно знакомый, но не близкий, не вхожий в ваш дом, рекомендуйте ребенку так же отвечать очень сухо «Здравствуйте, я очень спешу», на расспросы простой ответ: «Я не могу вам сказать».
Категорически запретите ребенку отвечать пьяным и цыганам. А так же быть очень осторожным с незнакомыми детьми. Не пугайте ребенка, не вынуждайте его быть замкнутым и пугливым, ваша цель – объяснить, что такое осторожность.
Безопасность ребенка в общественном транспорте
Если путь лежит не близкий, подготовьте ребенка правильно путешествовать в автобусе, трамвае, троллейбусе. В первую очередь, о безопасности того или иного транспорта – это как само собой разумеющееся. Т.е. нельзя пытаться влезть в переполненный автобус, нельзя прислонятся к дверям, заходить нужно только в передние двери и садится на место ближе к водителю, обходить автобус сзади и т.д. Во-вторых, продумайте, что делать ребенку, если он проехал свою остановку, сел не на тот маршрут и т.д., — к кому обратится, или как вернуться назад. Я советовала своим детям обратится в первую очередь к водителю или кондуктору, а в метро – к милиции. Объяснить какая остановка или станция нужна и попросить направить в нужном направлении. Кстати, еще я всегда советовала в случае необходимости обращаться на улице не к одиноким тетенькам, бабушкам или мужчинам, а к мамам! К женщине с ребенком или коляской. Они легче отзываются на просьбы о помощи и более надежны, если это слово здесь уместно.
Открытая угроза
Открытая опасность тоже нередкое явление по дороге домой. Предметом посягательства может быть и мобильник, деньги, дорогая куртка, плеер и т.д. Отступая, сразу скажу, что если не можете обеспечить ребенку безопасность и по дороге, и в школе, не давайте ему дорогих вещей, пока он мал. Понятие о взрослости своего ребенка у родителей разное, но балуя дорогой вещью, а ему непременно захочется ей похвастать перед друзьями, вы увеличиваете риск быть обманутым, обиженным и обворованным.
С точки зрения собственной безопасности, объясните ребенку, что если с него требуют телефон, деньги или другие вещи – отдать без боя (одноклассники не считаются), и немедленно уходить от хулиганов. В случае необходимости кричать во все горло, кричать, не стесняясь никого!
Безопасность ребенка на улице
Свой собственный двор часто становится для ребенка слишком привычным, и обманчиво безопасным. Но и здесь его могут подстерегать неприятности. Частый совет родителей: не ездить в лифте с незнакомыми людьми. Но, это не спасает, не исключено, что уже на следующем этаже к нему в лифт подсядут. Поэтому, запретите пользоваться лифтом вообще – пусть поднимается пешком. А в случае опасности на лестнице все та же инструкция – как можно громче кричать и стучать во все ближайшие двери.